Проклятие Сизифа

Проклятие Сизифа

Владимир Варава



Варава Владимир Владимирович
 (р. 1967) – доктор философских наук, профессор, член Союза писателей России, автор около двухсот работ по русской философии и культуре.




ПРОКЛЯТИЕ СИЗИФА

Или что значит бессмысленность нашего существования?

Мы всегда придаем смысл страшному и непонятному, выбивая себе пространство более-менее сносной жизни во тьме всегда надвигающейся неизвестности. Бессмысленность – знак и свойство этой неизвестности. Не будучи в силах вынести эту бессмысленную неизвестность и не умереть от ужаса, человек придает ей смысл.

Что же самое страшное и непонятное? Это Жизнь, а в ней – Смерть, Бог, Судьба, История, Природа, Любовь, Страдание, в конце концов – сам Человек. Это наиболее «темные» области бытия, которые всегда приручаются посредством труда и творчества. В этом «смысл» человеческой деятельности – духовное спасение от ужаса бессмысленного существования. В этом же и «смысл» истории и культуры, которые держат человека в иллюзии и напряжении.

Бог, история, природа, жизнь, любовь, страдание, смерть, судьба, человек – это то, чему придается смысл.

Религия, наука, искусство, философия, культура – то, посредством чего придается смысл всему этому; в итоге – существованию. Существованию, в котором есть:

…не просто Бог – непостижимый и ужасный, но религиозный Бог, одомашненный, окультуренный (культивируемый), то есть вполне ручной и понятный;

…не просто история как череда бессвязных хаотических фактов и событий, убивающих своей нелогичностью и  неразумностью, но история как «исторический процесс», как поступательное, линейное, «прогрессивное» развитие к «очевидной» и «разумной» всеобщей цели;

…не просто природа как хищничество и агрессия вперемежку с холодной бессмысленной красотой, но как проявление биологических и физических «законов»;

…не просто жизнь как нелогичный процесс от рождения до смерти, как «дар напрасный, дар случайный», в котором лишь «ужасы жизни», да иллюзии счастья и свободы, но как вполне разумный социальный процесс, в котором человек должен достичь реализации своих личных целей и целей человеческого рода;

…не просто любовь, которая страшна как смерть своими изменами, коварством, собачьей преданностью, безумием, сверхчеловеческой жаждой обладания и наслаждения и страстями, доходящими до предела человеческого, но как прекраснейшее возвышенное чувство, одухотворяющее низкие инстинкты, воспетое романтическими натурами;

…не просто страдание как боль, чья бессмысленность доводит до отчаяния, но как неприятное, но неизбежное явление, которое нужно держать в рамках, чтобы оно не доходило до патологий, и которое имеет к тому же высокоморальное преображающее действие на порочные натуры;

…не просто смерть как предельный ужас, чей катастрофизм разрушает всяческие представления об истинном, прекрасном и добром, ввергая человеческое бытие в сущее ничто, но как «закон природы» и «феномен культуры»;

…не просто судьба как невообразимо высокий промысел и совершенно непонятное провидение, чья непостижимость равна его неморальности, и чья неприручаемость и неумолимость и есть «знак судьбы», но судьба как «суд Божий», или то, от чего можно отмахнуться, посетовав на трагический удел смертного;

…не просто человек опасный, интересный и настоящий, в котором не «родовая сущность человека», но «тайна человека», вечная непроясненность которой является его сущностью, но человек, каким его привыкли видеть всегда, а значит неопасный, неинтересный и ненастоящий.

В итоге, те смыслы, которые мы придаем страшному и непонятному, оказываются иллюзиями, и мы терпим крах, смысловой крах, который влечет за собой крах как таковой.

В религии происходит катастрофа Бога и всего «духовного»; в науке происходит катастрофа разума и всего «рационального»; в искусстве происходит катастрофа творчества и всего «прекрасного»; в культуре происходит катастрофа человека, и человек оказывается вновь и вновь у разбитого корыта, у самих истоков своего бытия.

И мы вынуждены вновь карабкаться по трудному пути разрушенных смыслов, по пути руин своего отчаявшегося духа. Чтобы снова добраться до замаячившей звезды смысла, которой суждено обратиться в ничто, стоит только немного к ней приблизиться. Это проклятие Сизифа, проклятие бессмысленности его труда, а значит, нашего существования.

Но кто думал когда-нибудь не о бессмысленности этого мероприятия, а о его, может быть, самом простом и очевидном смысле? Кто думал о блаженной бессмысленности нашего существования, понять и выдержать которую, возможно, и есть самый истинный и сокровенный смысл, которого не понимали и которым пренебрегали, всегда убегая в толщу дел и проектов, идей и стремлений, метаний и иллюзий…?

Ни в коей мере нельзя думать, что бессмысленность человеческого существования – это продукт современной эпохи, «эры пустоты» с ее «духовным» или «антропологическим» кризисом. К современности, к постсовременности, это не имеет никакого отношения. Во все времена, во все эпохи, во всех культурах человеческое существование было одинаково бессмысленным.

Мы обязаны реабилитировать бессмыслицу, и избавиться, наконец, от ига смысла. Но не для «бессмысленного существования», а как раз для более осмысленного, которое и может наступить в случае признания, что все существующие смыслы есть лишь условные образования, нужные для того, чтобы человек не умер от истины. Тот, кто движим философским эросом, не должен останавливаться ни перед каким «смыслом».

ВАМ ПОНРАВИТСЯ:
Страница Владимира Варавы на «Текстуре»

Один отклик в “Проклятие Сизифа”

  1. 17. Мар, 2016 в 11:21 дп #

    Я упорно думал, зачем Потенциально-владей-миру реабилитировать, согласно формулировке автора, бессмысленность, бессмысленность человеческой жизни. Ведь это же не просто так! Потом пришёл к выводу. Легко воспевать смысл, смысл бытия человеком, смысл-обман. Нас возвышающий, как говорил Пушкин, обман. Точная цитата «Тьмы низких истин нам дороже нас возвышающий обман». «Нас возвышающий обман» прославить не трудно, но попробуй замолви словечко хотя бы за одну их «низких истин». За одну из тех низких истин нашей жизни, коих у нас тьма. Кому нужны низкие истины?! Кто не испугается выставить их, ну хотя бы одну из них, напоказ? Как кто, да по-настоящему честный. А такие есть? Есть, есть. Владимир Варава — имя его. Нет ничего проще определить смысл человеческой жизни личности через пожертвование себя роду, народу, цивилизации, семье. Можно сформулировать и так: человек — это организм-часть, а часть должна служить интересам организма целого. В этом служении и состоит смысл жизни человека. Или так. Человек-индивид есть существо принадлежащее, пожизненно принадлежащее роду и обществу. Род же с обществом являются свободными организмами. Вот для обеспечения свободы развития роду и обществу и живёт человек. Но ведь это же — ОБМАН. Ну, КТО осмелится сказать ЧЕСТНО: да бессмысленна человеческая жизнь, БЕСмысленна. ВВ осмелился. Спасибо, Володя, за честность. Только тот, кто честно признаёт проблему, в состоянии её решить. Дерзайте, ВВ, дерзайте.

Оставить ответ